Порядок ведения кассовых операций в РФ (конспект)

I Общие положения
  1. Пр-я обязаны хранить ден. средства в банке.
  2. Пр-я производят расчеты по своим обязательствам в безналичном порядке.
  3. Для осуществления расчетов с наличными у пр-я д.б. касса и кассовая книга.
  4. Наличные деньги расходуются на цели, указанные в чеке.
  5. Наличные деньги д.б. в пределах лимита.
    При необходимости лимит пересматривается.
  6. Пр-я обязаны сдавать всю денежную наличность сверх лимита в банк.
  7. Пр-я, имеющие постоянную ден. выручку могут расходовать ее на оплату труда и т.д.
  8. Выдача денег из выручки одних предприятий на нужды других допускается в отдаленных местностях.
  9. Пр-я имеют право хранить в кассе нал. деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты соц. пособий и стипендий не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке.
  10. Под отчет деньги даются из кассы пр-я.
  11. Лица, получившие деньги под отчет обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечению срока, на который они были выданы или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах. Выдача нал. денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет нал. денег одним лицом другому запрещается.
  12. Оформл. типовыми формами.

II Прием, выдача нал. денег и оформление кассовых документов
13. Прием нал. денег - про ПКО, подписанным гл. бух. О приеме денег выдается квитанция к ПКО, за подписью гл. бух. и кассира, заверенная печатью кассира.

14. Выдача - по РКО или платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам с наложением на этих документах штампа с реквизитами РКО. Документы на выдачу денег д.б. подписаны руководителям или гл. бух.
В тех случаях, когда на прилагаемых к РКО документе, заявлении, счете стоит разрешительная подпись руководителя - на РКО его подпись не обязательна.
На общ. сумму ЗП - один РКО, дата и номер которого проставляется на каждой платежной ведомости.

15. При выдаче денег кассир требует предъявления документа.
Расписка в получении денег может быть сделана только собственноручно, чернилами или шариковой ручкой, рубли - прописью, копейки цифрами. В плат. ведомости сумма прописью не указывается.

16. Выдача денег только лицу, указанному в РКО, или замен. его док-те.
Если по доверенности, то в тексте ордера после ФИО получателя денег указывается ФИО кому было доверено получение денег. Если в ведомости - то перед распиской в получении денег кассир делает надпись "по доверенности". Доверенность остается в документах дня, как приложение к РКО или ведомости.

17. Оплата труда, выплата пособий и стипендий - без составления РКО на каждого получателя.

18. "Депонировано" в платежной ведомости, если деньги не были получены.
Составить реестр депонированных сумм. В конце платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах.
Если выдавал не кассир, то делается надпись "деньги по ведомости выдавал (подпись)". Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается.
Записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп "РКО №__".
Депонированные суммы сдаются в банк и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер.

19. В ПКО и РКО не допускается помарок, подчисток или исправлений.
Указыв. основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.
Выдача П и Р КО на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается.
Прием и выдача денег может производиться только в день составления.

20. При получении РКО и ПКО кассир проверяет:

  • наличие и подлинность подписи глав.бух. и на РКО - подпись руководителя пр-я;
  • правильность оформления документа;
  • наличие перечисленных приложений.
Приложенные документы погашаются штампом или надписью "оплачено" с указанием даты.

21. Про регистрацию документов, непонятно.


III Ведение кассовой книги и хранение денег
(без пунктов, самое важное)

  • Кассовая книга только одна, потом прошнуровать и опечатать. Количество листов заверяются подписью руководителя и гл. бух.
  • Подчистки в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписью кассира и гл. бух. или лица, его заменяющего.В конце раб. дня - итоги операций за день, вывести остаток в кассе на сл. число и передает в бухгалтерию второй лист касс. книги.
  • Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в РКО в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира.
  • Наличные деньги, не подтвержденные ПКО считаются излишками кассы и зачисляются в доход предприятия.
  • Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы др. лицам.
  • Если кассира нет, то его обязанности возлагаются на кого-то еще по письменному приказу руководителя. С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности.
  • При смене кассиров производится ревизия кассы. Акт.
  • При опечатывании книги мастичной печатью используется клей на основе жидкого стекла (Силикатный, Канцелярский, Конторский, Жидкое стекло), бумага типа папиросной, штемпельная краска. Бумага с оттиском печати смазывается с двух сторон клеем, после опечатывания книги наносится один слой клея.
  • Акт ревизии: комиссия проверяет денежное наличие путем полного пересчета всех денег, находящихся в кассе: лимитированные чековые книжки, ценные бумаги и т.д. Акт составляется в 2 экземплярах, подписывается комиссией и мат. ответственным лицом. Один экз. передается в бухгалтерию, второй остается у мат. отв. лица. До начала ревизии от мат. отв. лица берется расписка, кот. вкл. в заголовочную часть формы.
  • При смене мат. отв. лиц акт составляется в 3 экземплярах (мат. отв. лицу, сдавшему ценности, мат. отв. лицу, принявшему ценности и бухгалтерии).

ФАС: представление детализированного счета для подтверждения расходов на сотовую связь не нужно.


Налоговый кодекс не содержит требования о расшифровке счетов, выставленных оператором сотовой связи. Поэтому для включения затрат на сотовую связь в расходы достаточно иметь договор, счет оператора и акты выполненных работ. К такому выводу пришел ФАС Московского округа (постановление от 03.06.09 № КА-А40/4697-09-2).

К прочим расходам относятся затраты компании на телефонные и другие подобные услуги, а также расходы на оплату услуг связи (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). Нередко налоговики заявляют, что для подтверждения затрат на мобильную связь необходима детализация счета. Напомним, что такого же мнения придерживается Минфин (письмо от 19.01.09 № 03-03-07/2).

С подобной проблемой столкнулась столичная компания. Из-за отсутствия детализации счета, инспекция посчитала, что расходы на сотовую связь не подтверждены и доначислила налог на прибыль. На этом же основании чиновники сняли вычеты по НДС.

Суд с позицией ИФНС не согласился. Арбитры посчитали, все условия для включения в расходы затрат на услуги связи были соблюдены. Так, были представлены договоры с оператором, счета-фактуры, акты выполненных работ. Также приказом по организации был утвержден лимит по использованию сотовой связи и перечень отделов, имеющих право вести служебные переговоры по сотовым телефонам. Довод инспекции о том, что производственную направленность переговоров следует подтверждать детализацией телефонных счетов (расшифровкой с указанием номеров телефонов абонентов, с которыми велись переговоры), суд отклонил. Основание — содержание переговоров составляет охраняемую законом тайну связи (ст. 63 Федерального закона «О связи» от 07.07.03 № 126-ФЗ, Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.03 № 345-О). Таким образов, заключил суд, «снятие» расходов и отказ в вычете НДС неправомерны.

Выездная проверка: как бороться с доначислениями.

«Отсутствие доначислений по результатам проверки — не ваша заслуга, а наша недоработка», — примерно так, перефразируя выражение из известного фильма, можно обозначить цель любой налоговой проверки. Поэтому случаи, когда налогоплательщик не согласен с результатами проверки, отнюдь не редкость.

Акт — всему начало

Все нарушения, выявленные инспекцией при проведении проверок, фиксируются в акте. Причем, при проведении выездной проверки такой акт составляется в течение двух месяцев со дня подписания справки об окончании проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ) и составляется в обязательном порядке, даже если нарушений не выявлено (что на практике — большая редкость). В этом отличие от камеральной проверки, где акт составляется только тогда, когда инспектор обнаружил нарушение. И сделать это он должен в течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Максимальный срок «камералки» — 3 месяца со дня представления декларации, поэтому акт о нарушении должен быть составлен не позднее трех месяцев и 10 рабочих дней с момента сдачи отчетности.

Подготовленный инспектором акт предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст. 100 НК РФ). Отказываться от проставления подписи не имеет смысла, так как подписание данного документа вовсе не означает согласие с изложенными в нем фактами. Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Подписание и вручение акта — важные процедурные моменты, поскольку именно с этого момента начинают исчисляться сроки для представления возражений, рассмотрения акта и, соответственно, на вынесение решения по выявленному инспекторами нарушению. В то же время «бегать» от акта смысла не имеет: в Налоговом кодексе есть норма, согласно которой при уклонении налогоплательщика от получения акта, он направляется ему по почте и считается полученным на шестой день с даты отправки (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

На то имею возразить!

После получения акта налоговой проверки налогоплательщик уже может предпринимать активные действия по обжалованию. Так, в течение 15 рабочих дней он может подготовить и передать в инспекцию свои возражения по акту проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Пренебрегать этой формой обжалования не стоит — она позволяет не только донести до налоговых органов ваши аргументы, но и показать, что настроены вы решительно и будете обжаловать неблагоприятное для вас решение. На практике представление возражений на акт позволяет добиться устранения из решения части «обвинений», либо снижения размера доначислений.

Возражения по акту проверки подписываются руководителем организации (или иным уполномоченным по уставу или на основании доверенности лицом) и передаются в налоговую инспекцию либо нарочным, либо по почте. В любом случае у организации должен остаться документ, подтверждающий как факт представления возражений, так и дату их передачи. К возражениям можно приложить заверенные организацией копии документов, подтверждающих сведения, изложенные в возражениях (п. 6 ст. 100 НК РФ). Факт передачи этих документов также должен подтверждаться документально.

Пожалуйте на рассмотрение

По истечении пятнадцатидневного срока, отведенного налогоплательщику на составление возражений, инспекция может приступать к рассмотрению материалов проверки. О месте и времени такого рассмотрения инспекция должна известить налогоплательщика (п. 2 ст. 101 НК РФ). Причем, извещение направляется независимо от того, подавала организация возражения или нет. Рассмотрение дела без извещения налогоплательщика является грубейшим нарушением и влечет безусловную отмену решения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). В то же время неявка представителя налогоплательщика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению материалов проверки (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

В процессе рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции или его зам оглашают акт проверки, возражения налогоплательщика, зачитывают представленные им документы. Также во время рассмотрения должны быть исследованы доказательства, добытые инспекторами во время проверки. При этом налогоплательщик может знакомиться с ними и давать свои пояснения (как устные, так и письменные). Поэтому, отправляясь на рассмотрение, лучше прихватить с собой несколько чистых листов бумаги и письменные принадлежности.
Если в результате такого рассмотрения глава инспекции придет к выводу, что имеющиеся доказательства не позволяют решить вопрос о том, допустил налогоплательщик нарушения или нет, то руководитель инспекции может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом в решении перечисляются конкретные мероприятия, которые будут проводиться.

Тут налогоплательщик должен быть очень внимательным и помнить: в рамках данной процедуры инспекция не может выявлять нарушения, не зафиксированные в акте проверки. То есть дополнительные мероприятия всегда направлены на получение доказательств только по тем фактам нарушений, которые указаны в акте. Если же налоговики пытаются под видом допмероприятий провести новую проверку, то решение следует обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в суде (ст. 137 НК РФ).

После сбора дополнительных доказательств (а на это отводится не более месяца — п. 6 ст. 101 НК РФ) рассмотрение дела начинается заново. А значит, инспекция обязана снова уведомить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения, огласить все материалы дела, в том числе и новые доказательства. Налогоплательщик вправе ознакомиться с ними и представить свои пояснения или возражения.

Завершается процедура рассмотрения дела вынесением одного из двух видов решения: о привлечении к ответственности или об отказе в таковом (п. 7 ст. 101 НК РФ). Обратите внимание, что вынесение решения об отказе в привлечении к ответственности вовсе не исключает доначисления налогов и пеней (абз. 2 п. 8 ст. 101 НК РФ). Вынесенное решение в течение пяти рабочих дней должно быть вручено налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). Причем, в данном случае НК РФ не предусматривает возможности вручения «по умолчанию», т.е. на шестой день после отправки по почте. Это значит, что пока у инспекции не будет подтверждения того, что решение действительно вручено руководителю (или иному уполномоченному лицу) организации, в силу оно не вступит.

Обжалуем решение

Полученное налогоплательщиком решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней (п. 9 ст.101 НК РФ). За эти десять дней бухгалтер может подать апелляционную жалобу на невступившее в силу решение в вышестоящий налоговый орган. Подача такой жалобы весьма желательна, и вот почему.

Во-первых, она позволяет оттянуть срок вступления решения в силу — ведь оно начнет действовать только после рассмотрения жалобы вышестоящим органом и утверждения им соответствующего решения (абз. 2 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Во-вторых, апелляционное обжалование решения приравнивается к досудебному обжалованию (п. 3 ст. 101.2 НК РФ). А это значит, что сразу после вступления решения в силу его можно обжаловать в суде (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). То есть можно будет сразу же заявить ходатайство о применении обеспечительных мер в виде запрета налоговым органам списывать со счетов оспариваемые суммы. А как показывает практика, суды гораздо чаще, чем вышестоящий налоговый орган, удовлетворяют подобные ходатайства.

Если же срок на апелляционное обжалование пропущен, то в вышестоящий налоговый орган нужно обжаловать уже вступившее в силу решение. При этом подача подобной жалобы исполнение решения не приостанавливает, хотя НК РФ и предоставляет налогоплательщику право попросить об этом вышестоящий налоговый орган (п. 4 ст. 101.2 НК РФ).

Обратите внимание: обжаловать решение сразу в суд налогоплательщику не позволяет пункт 5 статьи 101.2 Налогового кодекса, который требует обязательного предварительного обжалования решения в вышестоящем налоговом органе.

Учет скидок у поставщика: к каким выводам приходят судьи.


К сожалению, скидки нередко являются поводом для налоговых претензий. Мы уже писали о том, как правильно учесть бонусы, чтобы избежать конфликтов с проверяющими (см., например, статью «Как не потерять выгоды от скидки: налог на прибыль»). Теперь мы проанализировали, каким образом складывается арбитражная практика по данному вопросу.

Когда поставщик может учесть скидку: в периоде подписания соглашения или в периоде составления акта о передаче скидки?

Позиция ИФНС

Скидки клиенту предоставлены на основании дополнительного соглашения. Следовательно, продавец вправе учесть бонусы в расходах того периода, когда подписано данное соглашение. В связи с тем, что компания списала скидки в другом периоде, ее следует оштрафовать по статье 122 НК РФ.

Позиция налогоплательщика

Фактическое предоставление бонуса подтверждается актом на передачу скидки. Таким образом, поставщик правомерно учел скидки не в периоде подписания дополнительного соглашения, а в периоде составления акта.

Решение суда

При методе начисления расходы признаются в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Первичные документы поставщика свидетельствуют, что фактически расходы произведены в периоде, когда составлен акт на передачу скидки. Именно в этом периоде необходимо формировать затраты независимо от даты подписания дополнительного соглашения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.09 № А53-14478/2008-С5-44).

Правомерно ли применение сезонных скидок, если они не упомянуты в маркетинговой политике организации?

Позиция ИФНС

Компания предоставила покупателям скидки, не закрепленные ни в маркетинговой политике, ни в распоряжениях руководства. Тем самым налогоплательщик нарушил пункт 3 статьи 40 НК РФ. Следовательно, скидки нельзя учесть при налогообложении прибыли.

Позиция налогоплательщика

Предприятие поставляет продукцию, спрос на которую уменьшается в начале каждого года. Сезонное падение продаж подтверждается данными отраслевого портала, газетных публикаций и письмами союза производителей соответствующего товара. В подобной ситуации применение скидки обусловлено объективными факторами, и не требует дополнительного упоминания в маркетинговой политике.

Решение суда

Согласно пункту 3 статьи 40 НК РФ сезонные скидки относятся и скидки, обусловленные маркетинговой политикой, относятся к разным категориям скидок. Отсюда следует, что даже если сезонное снижение цены не прописано в маркетинговой политике, такие скидки можно включить в расходы (постановление ФАС Московского округа от 24.03.09 № КА-А40/1927-09).

Должен ли продавец вычесть НДС из суммы ретро-скидки при формировании внереализационных расходов?

Позиция инспекции

Продавец предоставлял покупателям ретро-бонусы исходя из объемов товара, закупленного в прошлом периоде. Поставщик может учесть сумму бонусов в расходах, но не полностью, а за вычетом НДС. Так как компания списала скидку вместе с налогом на добавленную стоимость, проверяющие начислили дополнительный налог на прибыль, пени и штраф по статье 122 НК РФ.

Позиция налогоплательщика

В данном случае ретро-бонусы предоставлялись либо в форме списания части дебиторской задолженности за прежние поставки, либо в форме перечисления клиенту денежной премии. И в том, и в другом случае цена ранее отгруженного товара не изменялась, и поставщик начислил НДС на первоначальную стоимость без учета скидки. При таких обстоятельствах уменьшать расходы на сумму налога на добавленную стоимость не требуется.

Решение суда

Предоставление ретро-бонуса не является операцией, облагаемой НДС. По этой причине поставщик вправе включить скидку в расходы, не уменьшая ее на сумму налога на добавленную стоимость (постановление тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.08 № А56-38100/2007, оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 08.08.08 № А56-38100/2007).

Комментарий редакции

В данном случае продавец давал скидку за определенный объем закупленного товара. Иногда оптовые торговцы предоставляют скидку по иным основаниям, а именно — за продвижение товара в магазинах, принадлежащих покупателю (например, за «выгодное» размещение на витрине). В этом случае скидка облагается НДС, и продавец вправе принять его к вычету (письмо Минфина России от26.07.07 № 03-07-15/112).

Можно ли списать на внереализационные расходы скидку, рассчитанную по результатам прошлого месяца и изменяющую цены текущего месяца?

Позиция ИФНС

Поставщик предоставил покупателю скидку по результатам деятельности в прошлом периоде. Сумма скидки уменьшает цену товара по накладным текущего месяца. По сути это является освобождением покупателя от исполнения имущественной обязанности перед продавцом, что следует из статей 572 и 574 Гражданского кодекса. Таким образом, часть товара, неоплаченная клиентом, считается безвозмездно переданной, и продавец не может включить ее в расходы (подп. 16 ст. 270 НК РФ).

Позиция налогоплательщика

В подпункте 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ четко сказано, что скидка, выплаченная продавцом покупателю при выполнении определенных условий договора, относится ко внереализационным расходам. Следовательно, продавец вправе уменьшить доходы, учитываемые при налогообложении, на величину скидки.

Решение суда

Налоговый кодекс не конкретизирует, какие именно скидки можно включить во внереализационные затраты. Это может быть, в частности, предоставление товара на сумму бонуса, выплата премии, зачет скидки в счет оплаты следующей партии продукции и пр. Значит, продавец вправе списать на расходы скидку, рассчитанную по результатам прошлого месяца и уменьшающую цену текущего периода (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.09.07 № Ф04-6332/2007(38166-А67-15)).

Комментарий редакции

Чиновники считают, что при указании в договоре пониженной цены товара подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ не применяется (письмо Минфина России от 02.05.06 № 03-03-04/1/411). Поэтому в случае, когда скидки по итогам прошедшего месяца учитываются в накладных текущего периода, лучше не показывать внереализационные расходы, а признавать выручку с учетом скидки. Такой вариант поможет избежать претензий со стороны проверяющих.

Может ли организация-поставщик выписать «отрицательный» счет-фактуру на сумму ретроспективной скидки?

Позиция ИФНС

Предприятие по итогам месяца давало скидки клиентам, выполнившим план закупок. Сумму скидки поставщик отражал в счетах-фактурах с отрицательными значениями и уменьшал облагаемую базу по НДС. Однако оформление «отрицательных» счетов-фактур является нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса. Такие документы не могут служить основанием для корректировки налоговой базы.

Позиция налогоплательщика

Ни в статье 168 НК РФ, ни в правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (утверждены постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914) нет запрета на выставление счетов-фактур с отрицательными значениями. Поэтому на основании этих документов поставщик вправе уменьшить налоговую базу по НДС на сумму предоставленных скидок.

Решение суда

Продавец учитывал НДС, приходящийся на скидку, не посредством вычета, а путем уменьшения налоговой базы. В связи с этим не имеет значения, правомерно ли составлен «отрицательный» счет-фактура. В любом случае ИФНС не вправе доначислить налог на добавленную стоимость (постановление ФАС Московского округа от 11.09.08 № КА-А41/8495-08-П).

Комментарий редакции

Чтобы не провоцировать налоговиков на подобные споры, лучше скорректировать налоговую базу по НДС не с помощью «отрицательного» счета-фактуры, а путем внесения исправлений в исходный счет-фактуру. При этом необходимо внести изменения и в книгу продаж за тот период, когда товар был отгружен покупателю.

Допустимо ли отнести на расходы скидку, если она не прописана в договоре?

Позиция ИФНС

Поставщик применял скидки, которые не закреплены в договорах с клиентами. При таких обстоятельствах сумму скидок нельзя учесть при налогообложении прибыли.

Позиция предприятия

Предоставление скидок предусмотрено приказом руководителя фирмы-поставщика, а также опубликовано в прессе в форме обращения к потребителям. В этой связи снижение цены можно включить в затраты на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Решение суда

Компания-поставщик документально подтвердила затраты в виде скидок клиентам. То, что снижение цен не упомянуто в договорах, не имеет решающего значения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.09 № Ф04-3172/2009(7535-А03-42)).

Вправе ли продавец уменьшить НДС, начисленный на отгруженный товар, если впоследствии клиенту предоставлен ретроспективный бонус?

Позиция ИФНС

Компания предоставляла бонусы своим покупателям по итогам прошлого квартала. При этом цена за единицу товара, указанная в первичных документах, не изменялась. Это говорит о том, что налогооблагаемая база по НДС осталась прежней, и продавец не вправе уменьшить базу на величину ретро-скидки.

Позиция налогоплательщика

Бонусы напрямую связаны с реализацией товара. Они уменьшают цену поставки, поэтому их необходимо учитывать при определении выручки от продаж. Значит, поставщик правомерно уменьшил налогооблагаемую базу по НДС на сумму ретроспективных скидок.

Решение суда

В договорах поставки не указана ни первоначальная цена товара, ни стоимость с учетом скидки. В корректировочных счетах-фактурах стоит только итоговая сумма бонуса. А значение графы «цена (тариф) за единицу измерения» осталась таким же, как в исходном варианте. Все это говорит о неправомерном занижении базы по НДС на сумму бонуса (постановление четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.09 № А44-109/2008, оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 15.05.09 № А44-109/2008).

Блокировка счета: симптомы, профилактика и лечение.


Приостановление операций по счету, пожалуй, является самым действенным (не считая привлечения к уголовной ответственности) способом воздействия на налогоплательщиков. Ведь подобная мера может полностью остановить деятельность организации. Как же не допустить блокировки счета? И что делать, если это все-таки произошло?

Основания для блокировки

Налоговый кодекс предусматривает всего два основания для приостановления операций по счету: неуплата налога по требованию инспекции и непредставление декларации (ст. 76 НК РФ). Но на практике данная норма обрастает кучей нюансов и тонкостей. В итоге блокировка счета может произойти даже в случае, когда налогоплательщик не подозревает о какой-то своей оплошности.

Если не заплатил налог

Как мы уже упоминали, одним из оснований для заморозки счета является неисполнение требования налогового органа об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ). Такое требование выставляется в адрес организации при выявлении у нее недоимки или вынесении решения о привлечении к ответственности (ст. 69 НК РФ). При этом в требовании всегда указывается сумма недоимки, пеней или штрафа, основания для взыскания и срок для добровольной уплаты. И только при неуплате указанных сумм в установленный срок, налоговый орган может принять решение о принудительном взыскании средств и одновременной блокировке счета.

Первое предупреждение…

Соответственно, «первым звоночком» о возможной блокировке счета является получение такого требования. И наоборот — если подобное требование не выставлялось, то блокировка счета будет незаконной (ст. 76 НК РФ).
Однако НК РФ разрешает налоговикам направлять требование почтой. Зачастую оно уходит на адрес организации, указанный при регистрации, т.е. на юридический. Поэтому велика вероятность, что организации, у которых фактический адрес не совпадает с юридическим, данного документа не получат и, соответственно, требования не исполнят. При этом согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса требование, направленное по почте, считается полученным налогоплательщиком на 7-й день после отправки. А значит, тот факт, что налогоплательщик никакого требования не получал, еще не означает, что блокировка счета невозможна.

…и последний «звонок»

Вторым и последним «звонком» о блокировке счета является поступление копии решения инспекции о приостановлении операций по счету. Она направляется налогоплательщику одновременно с пересылкой самого решения в банк (п. 4 ст. 76 НК РФ). И здесь кодекс уже не говорит о том, что данное решение считается полученным по истечении 6 дней. Это значит, что инспекторы обязаны вручить копию налогоплательщику лично, или получить соответствующий документ о вручении от почты.

Но на практике налогоплательщики чаще узнают о блокировке счета от банка, т.к. инспекция кровно заинтересовано в том, чтобы банк получил решение как можно быстрее. И уже на основании этого сообщения налогоплательщик сам обращается в налоговую инспекцию, где и получает копию решения о приостановлении операций по счету.

Получив этот документ, нужно посмотреть, указаны ли в нем реквизиты требования, которое направлялось налогоплательщику, и реквизиты решения о принудительном взыскании. Отсутствие этих сведений может свидетельствовать о незаконности блокировки. Ведь приостановить операции по счету можно только после выставления требования и вынесения решения о принудительном взыскании (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ).

И еще один важный момент: в решении должна быть указана сумма, которую инспекция будет взыскивать в принудительном порядке. Именно в пределах этой суммы и блокируется счет (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ). То есть если сумма денег на счете больше суммы недоимки, то счетом можно пользоваться и в период блокировки. Если данные сведения не указаны, то налогоплательщику надо обратиться в инспекцию с заявлением о снятии блокировки с суммы, превышающей недоимку (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Если не представил декларацию

Вторым основанием для блокировки счета является опоздание более чем на 10 рабочих дней при сдаче декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ). Соответственно, в данном случае блокировка счета происходит без каких-либо предупреждений со стороны налогового органа. Кроме того, в отличие от случая с неуплатой налога, средства на счете блокируются не частично (в размере недоимки), а полностью.

Поэтому, получив копию решения о приостановлении операций по счету в связи с непредставлением декларации, надо первым делом посмотреть какая отчетность стала причиной заморозки. Тут следует учитывать, что речь в НК РФ идет именно о декларации. Это означает, что блокировка счета из-за непредставления авансовых расчетов, бухотчетности, иных форм и сведений (например, 2-НДФЛ) основанием для блокировки счета не являются (см. письмо Минфина России от 12.07.07 № 03-02-07/1-324).

Если инспекция не прислушалась к разъяснениям Минфина и все же приняла такое решение, то шанс отменить его через суд весьма велик (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 09.08.07 № Ф04-5130/2007(37098-А46-32), Дальневосточного округа от 21.01.08 № Ф03-А24/07-2/6176, Московского округа от 14.02.07 № КА-А40/235-08, Центрального округа от 22.06.07 № А48-3932/06-2).
Точно также налоговые органы не имеют права приостанавливать операции по счету, если декларация представлена, но, например, по устаревшей форме, или не полностью. Ведь речь в статье 76 Налогового кодекса идет именно о непредставлении декларации, а не о несоблюдении формы декларации или о частичном непредставлении (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.02.07 № А82-4019/2006-99, ФАС Северо-Западного округа от 26.02.07 № А56-16164/2006).

Ну и, конечно, блокировка счета будет законной только в том случае, когда налогоплательщик не представил ту декларацию, обязанность по предоставлению которой у него действительно была (Постановление ФАС ЗСО от 16.05.07 № Ф04-2817/2007(34007-А46-15)). Напомним, что обязанность по предоставлению декларации связана, как правило, с тем признается ли организация плательщиком того или иного налога, а не с тем, есть ли в конкретном периоде сумма налога к уплате (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Как разблокировать счет

После получения решения о приостановлении операций по счету у налогоплательщика есть несколько вариантов дальнейших действий для снятия блокировки.
Первый вариант самый простой. Надо устранить причину блокировки. То есть, заплатить налог (пени, штраф), либо подать декларацию. В таком случае налоговая обязана будет разморозить счет на следующий рабочий день после получения от налогоплательщика документов, подтверждающих устранение причины блокировки (п. 8 ст. 76 НК РФ). Здесь надо учитывать, что реально блокировка снимется только после того, как решение инспекции о снятии блокировки получит банк (п. 7 ст. 76 НК РФ). Причем налогоплательщик никак не может ускорить данный процесс. Ведь Налоговый кодекс требует, чтобы решение об отмене приостановления вручалось инспектором представителю банка в помещении самого банка (абз. 2 п. 4 ст. 76 НК РФ). На практике решение об отмене пересылается в банк по телекоммуникационным каналам связи, поэтому блокировка снимается достаточно оперативно.

Второй вариант применим, если счет заблокирован из-за неуплаты налога (пеней или штрафа) и на счете достаточно средств для погашения недоимки. В таком случае налогоплательщик может вообще не предпринимать каких-либо действий: банк на основании решения и инкассового поручения налогового органа спишет со счета требуемую сумму, после чего счет в течение одного рабочего дня должен быть разблокирован (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Третий вариант используется, если налогоплательщик не согласен с законностью блокировки счета. В таком случае решение о приостановлении операций по счету нужно как можно скорее обжаловать в арбитражном суде. При этом одновременно с заявлением о признании решения о блокировке незаконным, в суд подается заявление об обеспечении иска. В нем содержится просьба запретить налоговому органу приостанавливать операции по счету до рассмотрения спора по существу (пп. 2 п. 1 ст. 91 АПК РФ). В заявлении надо указать, что исполнение решения налогового органа о блокировке делает невозможной нормальную хозяйственную деятельность организации, ведет к срыву обязательств перед контрагентами, сотрудниками и т.п. Желательно приложить к заявлению документы, подтверждающие данные факты (копии договоров, предусматривающих обязанность по оплате и санкции за просрочку, текущих счетов и пр.).

Можно ли обойти блокировку?

Приостановление операций по счету означает, что банк не имеет право проводить расходные операции по счету. Но из каждого правила есть исключения. Первое из них зафиксировано в статье 76 Налогового кодекса и статье 855 Гражданского кодекса: банк вправе списывать с заблокированного счета деньги на оплату алиментов и возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, т.к. эти требования удовлетворяются в первую очередь, а налоговые платежи лишь в третью.

Второе исключение основано на толковании Налогового кодекса и невозможно без согласия со стороны банка. Так, в статье 134 НК РФ говорится: ответственность банка наступает за выполнение поручения на перечисление средств с заблокированного счета. Соответственно, за выдачу со счета наличных (как самому налогоплательщику, так и по его чекам, векселям и т.п.) банк не может быть оштрафован.

Наконец, есть еще один способ, позволяющий обойти блокировку счета, если необходимо выплатить заработную плату сотрудникам. Дело в том, что блокировка не распространяется на списание средств по исполнительным документам на взыскание зарплаты (ст. 76 НК РФ, ст. 855 ГК РФ). А одним из таких исполнительных документов является удостоверение комиссии по трудовым спорам (ст. 389 ТК РФ). Процедура же создания такой комиссии, описанная в статье 384 Трудового кодекса, достаточно проста и доступна любой организации.

Расходы на телефонную связь традиционно привлекают пристальное внимание налоговиков.

В данном обзоре мы рассмотрели ситуации, которые наиболее часто оборачиваются доначислениями. К счастью, большинство судебных решений принято в пользу налогоплательщиков. Но встречаются и дела, выигранные инспекторами. Опыт — как положительный, так и отрицательный — поможет организациям и предпринимателям в похожих спорах.

РЕШЕНИЯ В ПОЛЬЗУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Организация списала в расходы стоимость междугородных и международных звонков

Позиция налоговиков
Предприятие не предоставило документов, доказывающих экономическую целесообразность затрат на междугородные и международные переговоры. Значит, суммы, заплаченные операторам связи, необходимо исключить из состава расходов.

Позиция налогоплательщика
В компании существует внутренний распорядительный документ — положение об использовании типов связи с контрагентами и потенциальными контрагентами. Он утверждает перечень сотрудников, на которых возложены функции взаимодействия с партнерами посредством междугородной и международной телефонной связи. Эти документы демонстрируют целесообразность подобных переговоров.

Решение суда
Из внутренних документов фирмы следует, что звонки в другие города и страны были необходимы для увеличения объема продаж, привлечения покупателей и поддержания постоянного спроса на товары компании. По этой причине стоимость переговоров можно отнести на уменьшение облагаемых доходов предприятия (постановление ФАС Московского округа от 30.03.09 № КА-А40/980-09).

Предприятие приобрело несколько городских номеров и объединило в один многоканальный номер

Позиция налоговиков
Компания одновременно эксплуатирует и оплачивает восемь городских номеров, установленных по одному адресу. Издержки в подобном объеме являются чрезмерными, и их включение в состав расходов говорит о необоснованной налоговой выгоде.

Позиция налогоплательщика
Необходимость установки сразу восьми номеров обусловлена техническими особенностями многоканальной связи. Так, все номера при помощи программы объединены в единый многоканальный номер, который обслуживается одним работником. Этот сотрудник принимает звонки и переводит их через мини-АТС на других специалистов компании. Таким образом, все номера участвуют в бизнес-процессе, и оплата связи носит производственный характер.

Решение суда
Все восемь номеров использовались в целях, связанных с основной деятельностью предприятия. Следовательно, стоимость установки и абонентскую плату можно включить в расходы (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.09.08 № Ф08-5552/2008).

Фирма на упрощенной системе списала в затраты стоимость карт экспресс-оплаты сотовой связи

Позиция налоговиков
Наличие карт оплаты мобильной связи не свидетельствует о производственном характере переговоров. Из-за этого стоимость карт невозможно принять к расходам при упрощенной системе налогообложения.

Позиция налогоплательщика
Затраты «упрощенцев» на услуги связи предусмотрены в подпункте 18 пункта 2 статьи 346.16 НК РФ. При этом расходы признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Карты подтверждают оплату услуг оператора мобильной связи. Таким образом, стоимость карт правомерно списана в издержки.

Решение суда
Затраты на приобретение карточек экспресс-оплаты являются обоснованными и документально подтвержденными расходами компании. При таких обстоятельствах инспекция незаконно исключила стоимость карт из расходов фирмы-«упрощенца» (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.08 № Ф04-3897/2008(7290-А27-19).

Налогоплательщик относил к расходам плату за звонки, сделанные во внерабочее время

Позиция налоговиков
Сотрудники организации пользовались служебными сотовыми телефонами как в течение рабочего дня, так и во внерабочее время. Все без исключения звонки бухгалтер списывал на уменьшение налогооблагаемых доходов. Такой подход неправомерен, поэтому проверяющие аннулировали расходы на мобильную связь.

Позиция налогоплательщика
Условия тарифных планов не позволяли разделить звонки, сделанные в рабочее и нерабочее время. Из-за этого у бухгалтерии не было другого выхода, кроме как отнести все разговоры на расходы предприятия.

Решение суда
Руководитель компании издал приказы об использовании сотовой связи отдельными должностными лицами во внерабочие часы. Это свидетельствует о служебном характере звонков и, как следствие, о правомерности включения их стоимости в затраты (постановление ФАС Московского округа от 19.01.09 № КА-А40/12732-08).

Организация перечислила абонентскую плату за телефон, установленный в арендованном офисе

Позиция налоговиков
Услуги связи были оказаны по адресу, который не совпадает с юридическим адресом налогоплательщика, заявленным в едином государственном реестре юридических лиц. Такие затраты нельзя признать обоснованными, и «входной» НДС по ним не подлежит вычету.

Позиция налогоплательщика
Офис, в котором установлен телефон, принадлежит предприятию на праве аренды по договору найма нежилого помещения. Телефон используется в хозяйственной деятельности. Значит, расходы на услуги связи оправданы, а вычет НДС правомерен.

Решение суда
Обоснованными являются расходы на телефонную связь не только по юридическому адресу компании, но и по месту нахождения арендованного офиса. Претензии налоговиков не основаны на законе (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.07.08 № А56-13689/2007).

РЕШЕНИЯ В ПОЛЬЗУ НАЛОГОВИКОВ

Компания оплатила установку телефона по месту жительства физического лица

Позиция налоговиков
Так как телефон находится не в офисе компании, а в квартире физического лица, затраты на его установку не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия. В связи с этим организация должна доплатить налог на прибыль, а также уплатить пени и штраф.

Позиция налогоплательщика
Физическое лицо, проживающее в квартире, использовало стационарный телефон для звонков в интересах предприятия. Следовательно, плата за установку телефона по месту жительства гражданина относится к обоснованным расходам организации.

Решение суда
Компания за свой счет установила телефон в квартире частного лица. При этом фирма не заключила от своего имени договор на услуги связи по данному номеру. Это говорит о том, что издержки на стационарный телефон не оправданы (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.07.08 № Ф08-4248/2008).

Предприятие не предъявило детализированные счета на оплату переговоров по мобильным телефонам сотрудников

Позиция налоговиков
Инспекция истребовала у компании детализацию счетов с указанием номеров абонентов, с которыми велись переговоры, а также сведения о владельцах телефонных номеров. Предприятие не предоставило эту информацию, поэтому проверяющие аннулировали расходы на мобильную связь и не подтвердили право на вычет НДС.

Позиция налогоплательщика
Компания предоставила для проверки договор на оказание услуг сотовой связи, счета-фактуры, выставленные оператором, и платежные поручения на перевод денег оператору. Этих документов вполне достаточно для подтверждения обоснованности расходов на мобильные переговоры. Что касается детализированных счетов с указанием номеров всех абонентов, то такие сведения представляют собой коммерческую тайну, и налогоплательщик не обязан их предоставлять.

Решение суда
При отсутствии детализированных счетов расходы на сотовую связи нельзя признать экономически обоснованными (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.08 № А29-2210/2007).

Комментарий редакции
Арбитражная практика по данному вопросу противоречива. Встречаются решения, положительные для организаций. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 08.10.08 № Ф09-7167/08-С2, судьи отметили: в налоговом законодательстве нет требований о предоставлении детализации телефонных разговоров. Подобные выводы содержатся в постановлении ФАС Центрального округа от 30.06.08 № А48-3878/07-15.

Предприниматель включил в состав профессиональных налоговых вычетов плату за телефон, установленный в жилом помещении

Позиция налоговиков
Из статьи 288 Гражданского кодекса следует, что жилое помещение можно использовать строго по назначению, а именно для проживания граждан. Использование квартиры для предпринимательской деятельности допускается только после перевода данного помещения в нежилое. Раз предприниматель не осуществил подобный перевод, он не имел права заниматься бизнесом в своей квартире. Соответственно, телефонные переговоры из дома не могли носить служебный характер.

Позиция налогоплательщика
Индивидуальный предприниматель посредством домашнего телефона связывался со своими деловыми партнерами. Факт оплаты услуг связи отражен в платежных документах. Значит, расходы на связь можно учесть в составе профессиональных налоговых вычетов при исчислении НДФЛ.

Позиция суда
Так как телефонные звонки осуществлены из жилого помещения, документы на оплату услуг связи не доказывают, что переговоры вел сам предприниматель. Кроме того, квитанции об оплате не подтверждают производственную направленность переговоров. Это лишает ИП права на имущественный налоговый вычет (решение арбитражного суда Иркутской области от 11.12.07 № А19-13066/07-52, оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.07.08 № А19-13066/07-52-Ф02-3082/08).

Комментарий редакции
К сожалению, решения не в пользу предпринимателей, использующих домашний телефон для нужд бизнеса, не являются редкостью. Еще один пример — постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.08 № Ф04-1130/2008(973-А45-34).

Как вести раздельный учет НДС: о составлении пропорции, книге покупок и правиле «пяти процентов».

В предыдущей статье ведущий налоговый консультант ООО «Консалтинговая группа «Такс Оптима» Альбина Островская прокомментировала общие правила ведения раздельного учета НДС по облагаемым и не облагаемым налогом операциям. В этой статье она отвечает на вопросы, связанные с расчетом пропорции, заполнением книги покупок и применением правила «пяти процентов», которое освобождает некоторые организации от ведения раздельного учета.

Пропорция для распределения НДС: выручка с НДС или без?

Прежде мы вели речь о прямых расходах. Но организация также несет косвенные (общехозяйственные) расходы, которые одновременно участвуют как в облагаемых, так и в необлагаемых НДС операциях. Это арендная, плата, коммунальные расходы и т.д. Вот здесь уже бухгалтер не может сразу сказать, на какой субсчет 19-го счета отнести сумму учтенного в этих расходах НДС. В такой ситуации сумму «входного» налога надо определять расчетным путем, используя соответствующую пропорцию.
Пропорция «определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период».

Налоговый кодекс не разъясняет, какую именно стоимость товаров (работ, услуг) надо брать при расчете пропорции: с НДС или без НДС? Конечно, по необлагаемым операциям выручка не содержит в себе сумму налога. Но вот в облагаемых товарах (работах, услугах) НДС «сидит». Как же быть в этой ситуации бухгалтеру, собирающемуся определять пропорцию в целях распределения входящего НДС?

Конечно, организациям выгоднее брать в расчет показатель выручки, включающий в себя НДС. В этом случае «облагаемая доля» будет больше, соответственно, и сумма налогового вычета окажется больше. Но чиновники считают, что организациям следует брать выручку без НДС. При этом они ссылаются на сопоставимость показателей (письмо Минфина России от 20.05.05 № 03-06-05-04/137).

Если анализировать судебную практику по данному вопросу, то она противоречива. Раньше суды нередко принимали решения в пользу организаций (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.05.07 № Ф04-2637/2007(33744-А45-42)). Но в прошлом году Президиум Высшего арбитражного суда встал на сторону контролирующих органов (постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.08 № 7185/08). Поэтому можно сказать, что шансы оспорить позицию налоговиков у организаций теперь невысокие.

Пропорция по данным квартала: сложности

Как уже говорилось ранее, пропорция для распределения НДС рассчитывается по показателям выручки за налоговый период. Раньше, когда налоговым периодом являлся месяц, проблемы с раздельным учетом не возникало. Но с изменением налогового периода (вместо месяца — квартал) у организаций стали возникать сложности при ведении раздельного учета. Ведь отчетным периодом в целях бухгалтерского учета является месяц.

Наглядный пример: основное средство (которое будет участвовать в обоих видах деятельности) приобретено и учтено в январе. Сумму «входного» НДС по нему бухгалтер может распределить только по итогам 1-го квартала, то есть в начале апреля. Это значит, что и окончательную стоимость по объекту (которая включит в себя часть «входного» НДС) организация сможет определить только в апреле. Но приходовать-то основное средство нужно в январе! И начисление амортизации по нему следует начинать уже с февраля.

Советовать «попридержать» перенос стоимости объекта со счета 08 на счет 01 неправильно, так как это будет противоречить и ПБУ 6/01 и главе 25 Налогового кодекса. Кроме того, такой подход обернется налоговыми рисками по налогу на имущество.
В итоге возникает вопрос: куда деть ту часть «входного» НДС, которая не подлежит вычету, так как относится к необлагаемому виду деятельности? По-хорошему, она должна учитываться в первоначальной стоимости ОС. Но на момент формирования первоначальной стоимости величина не подлежащей вычету части НДС неизвестна.

Пропорция по данным квартала: оптимальный вариант

На наш взгляд, в описанной ситуации самым оптимальным вариантом является пересмотр первоначальной стоимости «задним числом» (то есть с января) и пересчет сумм амортизации за февраль-март. Для целей налога на прибыль такой пересчет не будет иметь особых последствий, так как первую декларацию по налогу на прибыль организация представит только в апреле. И к тому моменту там будет указана правильная сумма амортизации, начисленная с откорректированной первоначальной стоимости. Правда, этот вариант не очень удобен для тех, кто исчисляет налог на прибыль ежемесячно, исходя из фактической прибыли.

По сути, предлагаемый вариант очень напоминает исправление организацией ошибки. Безусловно, бухгалтер делает перерасчет не вследствие допущения им ошибки (ведь он в январе все делал правильно). Однако в подобной ситуации мы считаем такие действия бухгалтера допустимыми. Ведь они помогут избежать нарушений налогового законодательства и налоговых рисков. Хотя заметим, что ПБУ 6/01 в данном случае все равно нарушается. Но идеального варианта, который позволил бы учесть все нормы (и бухгалтерские и налоговые), к сожалению, пока не существует.

Некоторые специалисты предлагают исчислять пропорцию ежемесячно, но мы считаем такой подход рискованным. Минфин достаточно ясно выразил свое неприятие подобного метода. В официальных разъяснениях (письма от 26.06.08 № 03-07-11/237, от 12.11.08 № 03-07-07/121) Минфин указал: пропорцию для расчета сумм НДС надо рассчитывать по данным текущего налогового периода, то есть квартала.

А некоторые организации и вовсе рассчитывают пропорцию по данным выручки за предыдущий квартал. Они полагают, что закрепив такой вариант в учетной политике, они обезопасят себя он претензий со стороны ИФНС. Однако риски все равно существуют. Например, столичные налоговики находят такой подход незаконным (письмо УФНС по г. Москве от 29.12.07 № 19-11/125469).

Когда внести данные в книгу покупок?

Вопрос с заполнением книги покупок возникает из-за того, что на момент получения от поставщика счета-фактуры по расходам, относящимся как к облагаемым, так и к необлагаемым операциям, неизвестна пропорция, по которой «дробится» НДС. Дело в том, что в обычной ситуации «входной» счет-фактура регистрируется в книге покупок сразу. При этом обязательно должна соблюдаться хронология. Но в данной ситуации организации не могут воспользоваться этим порядком, так как в книгу покупок должна попасть только та часть «входного» налога, которая относится к операциям, облагаемым НДС. А эту часть бухгалтер на момент получения счета-фактуры от поставщика еще не знает. Он ее может определить лишь по итогам налогового периода, то есть по итогам квартала.

Некоторые регистрируют счет-фактуру в книге покупок в момент ее получения, а потом (последним числом квартала) регистрируют ее еще раз. Но при повторной регистрации та часть показателей, которая приходится на необлагаемые НДС операции, минусуется. В принципе, прибегая к такому способу, организации ничем не рискуют, ведь в конечном итоге в сумму налоговых вычетов по декларации попадут верные данные.

Но, согласно пункту 8 Правил (утверждены постановлением правительства РФ от 02.12.2000 № 914), регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на ту сумму, на которую налогоплательщик получает право на вычет и которая определяется с учетом положений пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса. То есть счет-фактуру нужно регистрировать один раз и в части, относящейся к облагаемым НДС операциям. Поскольку эта «часть» будет известна только по окончании квартала, то регистрация таких счетов-фактур должна осуществляться в книге покупок на последний день квартала.

Правило «пяти процентов»

В Налоговом кодексе РФ есть весьма любопытная норма, которая позволяет некоторым организациям принимать к вычету весь налог, даже если они осуществляют и облагаемые, и не облагаемые НДС операции. В абзаце девятом пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса сказано: налогоплательщик имеет право не вести раздельный учет при условии, что «доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство».

Простая, на первый взгляд, фраза вызывает на практике сложности в применении и негативные налоговые последствия. Так что, прежде чем пользоваться правилом «пяти процентов», советуем тщательно взвесить все плюсы и минусы, реально оценив степень налоговых рисков в конкретной ситуации.

Сложности и споры во время налоговых проверок возникают в связи с тем, что норма, позволяющая не вести раздельный учет, прописана недостаточно четко.

Кто может применять правило

Во-первых, в рассматриваемом абзаце речь идет исключительно о расходах на производство. Таким образом, при буквальном толковании этой нормы можно сделать вывод, что торговые организации (в том числе и «вмененщики) применять льготные положения не вправе. Именно таким образом и рассуждают некоторые налоговики на местах.

Однако Минфин в одном из разъяснений, касающихся применения «правила пяти процентов», высказался в пользу организаций (письмо от 29.01.08 № 03-07-11/37). Чиновники указали, что данную норму можно применять и в отношении торговой деятельности.
Правда, в этом письме речь шла исключительно о торговых организациях вообще, и оговорки, что такие организации платят ЕНВД, не было. Поэтому не исключено, что в отношении «торговцев-вмененщиков» чиновники не поменяли своего мнения: правило «пяти процентов» распространяется только на плательщиков НДС. А плательщики ЕНВД к таковым не относятся. Поэтому и применять это правило они не вправе (письма Минфина России от 08.07.05 № 03-04-11/143, ФНС России от 31.05.05 № 03-1-03/897/8@).

Самое интересное, что ВАС РФ рассматривал подобные споры, возникшие между налоговиками и «вменещиками», и в разное время выносил разные вердикты. В определении ВАС РФ от 30.04.08 № 3302/08 сделан вывод: норма о пяти процентах касаются только производственных расходов на товары, которые изготовляются налогоплательщиком. И если организация не является производителем товаров, а лишь реализует их, являясь в отношении розничной торговли «вмененщиком», у нее отсутствует право на применение указанной нормы. А в определении ВАС РФ от 15.08.08 № 10210/08 суд высказал противоположное мнение, поддержав «вмененщика».

При этом отметим, что организациям, оказывающим услуги, чиновники разрешают пользоваться правилом «пяти процентов» (письмо Минфина России от 22.02.07 № 03-07-08/24).

Как учесть расходы, рассчитывая лимит

Во-вторых, не ясно, какие именно расходы (только прямые или прямые и косвенные) необходимо брать в расчет, чтобы определить, соблюдается ли компанией пятипроцентный лимит?

Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письме от 29.12.08 № 03-07-11/387. В нем сказано, что при определении указанного 5-процентного показателя совокупных расходов учитываются как прямые расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг), так и прочие расходы, связанные с производством и реализацией этих товаров и услуг.