Учет скидок у поставщика: к каким выводам приходят судьи.


К сожалению, скидки нередко являются поводом для налоговых претензий. Мы уже писали о том, как правильно учесть бонусы, чтобы избежать конфликтов с проверяющими (см., например, статью «Как не потерять выгоды от скидки: налог на прибыль»). Теперь мы проанализировали, каким образом складывается арбитражная практика по данному вопросу.

Когда поставщик может учесть скидку: в периоде подписания соглашения или в периоде составления акта о передаче скидки?

Позиция ИФНС

Скидки клиенту предоставлены на основании дополнительного соглашения. Следовательно, продавец вправе учесть бонусы в расходах того периода, когда подписано данное соглашение. В связи с тем, что компания списала скидки в другом периоде, ее следует оштрафовать по статье 122 НК РФ.

Позиция налогоплательщика

Фактическое предоставление бонуса подтверждается актом на передачу скидки. Таким образом, поставщик правомерно учел скидки не в периоде подписания дополнительного соглашения, а в периоде составления акта.

Решение суда

При методе начисления расходы признаются в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Первичные документы поставщика свидетельствуют, что фактически расходы произведены в периоде, когда составлен акт на передачу скидки. Именно в этом периоде необходимо формировать затраты независимо от даты подписания дополнительного соглашения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.09 № А53-14478/2008-С5-44).

Правомерно ли применение сезонных скидок, если они не упомянуты в маркетинговой политике организации?

Позиция ИФНС

Компания предоставила покупателям скидки, не закрепленные ни в маркетинговой политике, ни в распоряжениях руководства. Тем самым налогоплательщик нарушил пункт 3 статьи 40 НК РФ. Следовательно, скидки нельзя учесть при налогообложении прибыли.

Позиция налогоплательщика

Предприятие поставляет продукцию, спрос на которую уменьшается в начале каждого года. Сезонное падение продаж подтверждается данными отраслевого портала, газетных публикаций и письмами союза производителей соответствующего товара. В подобной ситуации применение скидки обусловлено объективными факторами, и не требует дополнительного упоминания в маркетинговой политике.

Решение суда

Согласно пункту 3 статьи 40 НК РФ сезонные скидки относятся и скидки, обусловленные маркетинговой политикой, относятся к разным категориям скидок. Отсюда следует, что даже если сезонное снижение цены не прописано в маркетинговой политике, такие скидки можно включить в расходы (постановление ФАС Московского округа от 24.03.09 № КА-А40/1927-09).

Должен ли продавец вычесть НДС из суммы ретро-скидки при формировании внереализационных расходов?

Позиция инспекции

Продавец предоставлял покупателям ретро-бонусы исходя из объемов товара, закупленного в прошлом периоде. Поставщик может учесть сумму бонусов в расходах, но не полностью, а за вычетом НДС. Так как компания списала скидку вместе с налогом на добавленную стоимость, проверяющие начислили дополнительный налог на прибыль, пени и штраф по статье 122 НК РФ.

Позиция налогоплательщика

В данном случае ретро-бонусы предоставлялись либо в форме списания части дебиторской задолженности за прежние поставки, либо в форме перечисления клиенту денежной премии. И в том, и в другом случае цена ранее отгруженного товара не изменялась, и поставщик начислил НДС на первоначальную стоимость без учета скидки. При таких обстоятельствах уменьшать расходы на сумму налога на добавленную стоимость не требуется.

Решение суда

Предоставление ретро-бонуса не является операцией, облагаемой НДС. По этой причине поставщик вправе включить скидку в расходы, не уменьшая ее на сумму налога на добавленную стоимость (постановление тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.08 № А56-38100/2007, оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 08.08.08 № А56-38100/2007).

Комментарий редакции

В данном случае продавец давал скидку за определенный объем закупленного товара. Иногда оптовые торговцы предоставляют скидку по иным основаниям, а именно — за продвижение товара в магазинах, принадлежащих покупателю (например, за «выгодное» размещение на витрине). В этом случае скидка облагается НДС, и продавец вправе принять его к вычету (письмо Минфина России от26.07.07 № 03-07-15/112).

Можно ли списать на внереализационные расходы скидку, рассчитанную по результатам прошлого месяца и изменяющую цены текущего месяца?

Позиция ИФНС

Поставщик предоставил покупателю скидку по результатам деятельности в прошлом периоде. Сумма скидки уменьшает цену товара по накладным текущего месяца. По сути это является освобождением покупателя от исполнения имущественной обязанности перед продавцом, что следует из статей 572 и 574 Гражданского кодекса. Таким образом, часть товара, неоплаченная клиентом, считается безвозмездно переданной, и продавец не может включить ее в расходы (подп. 16 ст. 270 НК РФ).

Позиция налогоплательщика

В подпункте 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ четко сказано, что скидка, выплаченная продавцом покупателю при выполнении определенных условий договора, относится ко внереализационным расходам. Следовательно, продавец вправе уменьшить доходы, учитываемые при налогообложении, на величину скидки.

Решение суда

Налоговый кодекс не конкретизирует, какие именно скидки можно включить во внереализационные затраты. Это может быть, в частности, предоставление товара на сумму бонуса, выплата премии, зачет скидки в счет оплаты следующей партии продукции и пр. Значит, продавец вправе списать на расходы скидку, рассчитанную по результатам прошлого месяца и уменьшающую цену текущего периода (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.09.07 № Ф04-6332/2007(38166-А67-15)).

Комментарий редакции

Чиновники считают, что при указании в договоре пониженной цены товара подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ не применяется (письмо Минфина России от 02.05.06 № 03-03-04/1/411). Поэтому в случае, когда скидки по итогам прошедшего месяца учитываются в накладных текущего периода, лучше не показывать внереализационные расходы, а признавать выручку с учетом скидки. Такой вариант поможет избежать претензий со стороны проверяющих.

Может ли организация-поставщик выписать «отрицательный» счет-фактуру на сумму ретроспективной скидки?

Позиция ИФНС

Предприятие по итогам месяца давало скидки клиентам, выполнившим план закупок. Сумму скидки поставщик отражал в счетах-фактурах с отрицательными значениями и уменьшал облагаемую базу по НДС. Однако оформление «отрицательных» счетов-фактур является нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса. Такие документы не могут служить основанием для корректировки налоговой базы.

Позиция налогоплательщика

Ни в статье 168 НК РФ, ни в правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (утверждены постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914) нет запрета на выставление счетов-фактур с отрицательными значениями. Поэтому на основании этих документов поставщик вправе уменьшить налоговую базу по НДС на сумму предоставленных скидок.

Решение суда

Продавец учитывал НДС, приходящийся на скидку, не посредством вычета, а путем уменьшения налоговой базы. В связи с этим не имеет значения, правомерно ли составлен «отрицательный» счет-фактура. В любом случае ИФНС не вправе доначислить налог на добавленную стоимость (постановление ФАС Московского округа от 11.09.08 № КА-А41/8495-08-П).

Комментарий редакции

Чтобы не провоцировать налоговиков на подобные споры, лучше скорректировать налоговую базу по НДС не с помощью «отрицательного» счета-фактуры, а путем внесения исправлений в исходный счет-фактуру. При этом необходимо внести изменения и в книгу продаж за тот период, когда товар был отгружен покупателю.

Допустимо ли отнести на расходы скидку, если она не прописана в договоре?

Позиция ИФНС

Поставщик применял скидки, которые не закреплены в договорах с клиентами. При таких обстоятельствах сумму скидок нельзя учесть при налогообложении прибыли.

Позиция предприятия

Предоставление скидок предусмотрено приказом руководителя фирмы-поставщика, а также опубликовано в прессе в форме обращения к потребителям. В этой связи снижение цены можно включить в затраты на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Решение суда

Компания-поставщик документально подтвердила затраты в виде скидок клиентам. То, что снижение цен не упомянуто в договорах, не имеет решающего значения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.09 № Ф04-3172/2009(7535-А03-42)).

Вправе ли продавец уменьшить НДС, начисленный на отгруженный товар, если впоследствии клиенту предоставлен ретроспективный бонус?

Позиция ИФНС

Компания предоставляла бонусы своим покупателям по итогам прошлого квартала. При этом цена за единицу товара, указанная в первичных документах, не изменялась. Это говорит о том, что налогооблагаемая база по НДС осталась прежней, и продавец не вправе уменьшить базу на величину ретро-скидки.

Позиция налогоплательщика

Бонусы напрямую связаны с реализацией товара. Они уменьшают цену поставки, поэтому их необходимо учитывать при определении выручки от продаж. Значит, поставщик правомерно уменьшил налогооблагаемую базу по НДС на сумму ретроспективных скидок.

Решение суда

В договорах поставки не указана ни первоначальная цена товара, ни стоимость с учетом скидки. В корректировочных счетах-фактурах стоит только итоговая сумма бонуса. А значение графы «цена (тариф) за единицу измерения» осталась таким же, как в исходном варианте. Все это говорит о неправомерном занижении базы по НДС на сумму бонуса (постановление четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.09 № А44-109/2008, оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 15.05.09 № А44-109/2008).