Затраты на переговоры с клиентами относятся к представительским расходам, даже если переговоры проводятся с физлицами.
Как известно, представительские расходы — это те, которые связаны с официальным приемом или обслуживанием следующих лиц:
— представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
— участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика (п. 2 ст. 264 НК РФ). Чиновники напомнили, что завтрак, обед и иное аналогичное мероприятие признаются официальным приемом.
Теперь об участии в переговорах физических лиц. Ранее Минфин разъяснял: затраты можно отнести к представительским расходам, только если в качестве участников переговоров фигурируют представители организаций, а не физические лица (письмо от 24.11.05 № 03-03-04/2/119). Однако теперь ведомство изменило свою позицию и разрешило относить к представительским расходам затраты на проведение переговоров с физическими лицами-клиентами организации.
Напомним, что представительские расходы принимаются с учётом установленного норматива. В течение отчетного (налогового) периода они включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.